Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Знаете ли Вы…
- что родина финского языка – не Финляндия, а Приуралье?
- что литературный финский язык сформировался только в 1924 г.?
- как финны выживали на камнях и болотах?
- что слова «финн» и «агрессия» несовместимы?
- как финны крестоносцев переиграли?
- что Финляндией страна называется с XIV века?
- что финны никогда не знали рабства?
- о финских школах 13 века?
- есть ли разница между протестантом и лютеранином?
- что финская письменность появилась только в XVI веке?
- о схожести имперской власти России и Финляндии в XVII-XVIII веках?
- о нескольких попытках Финляндии получения независимости?
- что в Финляндии - 3 государственных языка?
Знаете ли Вы…
как финны крестоносцев переиграли?
Наши слушатели курсов финского языка в Санкт-Петербурге часто задают вопрос, как сложилось, что финны являются протестантами, а не католиками? Сразу возникает ещё один вопрос: а были финны когда-нибудь католиками? Вы крепко задумаетесь, а я отвечу вам: и да, и нет.
Издревле все жители современной Финляндии было язычниками. Раннее средневековье принесло на эти земли весть о новой вере – христианской. С запада шли крещеные в католичество викинги и посланцы Папы римского, которые рассказывали о католической вере. Надо отметить, что в Швеции уже в 1100-х годах христианство было хорошо известно, а шведы пытались конкурировать с немецким и датским влиянием в странах Балтийского бассейна.
Одновременно новгородские купцы, прибывающие с востока, рассказывали о православной вере и о чудесах, сотворенных Иисусом Христом. На протяжении 100 лет две ветви христианства боролись за крещение финнов-язычников.
В 1150 г. шведские крестоносцы во главе со своим католическим епископом предприняли 1-й крестовый поход на юго-западные территории финнов. Крестоносцы пришли в земли Ahvenanmaa и Varsinais-Suomi. Посланник Папы римского, шведский епископ, приказал обращать финнов в христианство и строить католические церкви.
Церковь св. Михаила (Finströmin kirkko - Pyhän Mikaelin kirkko)
На протяжении 100 лет крестоносцы пытались обратить упрямых язычников-финнов в свою веру. Миссионеры были уверены, что пришли навсегда: они возводили крепости, (которые считали, в том числе, и надёжными форпостами веры), оставляли в крепостях священников и военные гарнизоны, полагая, что в случае необходимости смогут защитить свои твердыни от финнов-дикарей.
Доподлинно неизвестно, каким было сопротивление финских племён, и сколько Юго-Западных территорий удалось христианизировать при 1-м крестовом походе. Однако существуют исторические свидетельства того, что после ухода шведов наивные финны смывали с себя крещение в водоёмах и продолжали верить своим языческим богам.
На протяжении всего XIII века между Новгородом и Швецией продолжилась борьба за религиозное влияние в регионе. Каждая христианская ветвь насаждала свою веру «огнем и мечом». В 1242 г. шведские рыцари дошли до Невы, но столкнулись с войском Александра Невского и были выбиты оттуда.
Первым успехом по завоеванию шведами финских земель можно считать 2-й крестовый поход в центр финских территорий, на земли племени хяме. Для закрепления успеха сюда стали заселять шведов-католиков, которые в 1249 г. начали строительство крепости.
Хямеенлинна (Hämeenlinna)
В середине XIII века активная экспансия финских земель продолжилась: на юго-западные земли собственно финнов (varsinais-suomalaiset) шведский король назначил своего наместника, а в 1253г. здесь появился первый шведский епископ. Кроме того для укрепления позиций в 1280-х годах шведы начали строить крепость, получившую название Турку, а рядом - возводить укреплённые лагеря, предназначенные для королевских солдат.
Крепость Турку (Turun linna)
Лакомым куском для шведской короны оставалась Карелия, где в тот период новгородцы насаждали (не безуспешно) православную веру. Именно в Карелию был снаряжен 3-й крестовый поход. Эти земли были стратегически важны, как для Швеции, так и для Новгорода. Вообще слушатели курсов финского языка и в Санкт-Петербурге, и в Карелии всегда живо интересуются историей приграничных с Финляндией земель, в особенности, Выборгом и Выборгским замком. Карельские земли были “лакомыми” как для шведов, так и для Новгорода. В результате многочисленных военных баталий шведам удалось обратить западных карел в католическую веру и закрепиться на этих землях, возведя мощную крепость.
В 1293 г. шведы начали спешно строить на стратегически выгодном острове мощную крепость Выборг, которая стала важнейшим форпостом шведского королевства.
Выборгский замок (Viipurin linna)
Около 1300 года территории современной западной и южной Финляндии начали заселяться шведами, а король объявил эти земли частью Швеции. В тот же период новгородцы освоили Восточную Карелию: окрестили жителей в православие и воздвигли на пограничной со Швецией территории крепость Корела (на современных картах она находится в г. Приозерск Ленинградской области).
Борьба между Швецией и Новгородом за религиозное (а по сути - за территориальное) влияние продолжалась несколько десятилетий, пока в 1323 г. не был заключен Ореховецкий мир. Во время боевых столкновений земли финнов постоянно становились театром военных действий, а жители - невольными участниками баталий. В периоды мирных передышек шведы привлекали финнов к строительству замков и крепостей на завоеванных территориях.
Но с точки зрения планов крестоносцев о насаждении римско-католической веры история констатирует, что на территории современной Финляндии (в том числе и в финской Карелии) католицизм не прижился. Ни военные действия, ни разбросанные среди финских племен шведские гарнизоны, ни обряды крещения никак не повлияли на верование финнов и карел: на захваченных шведами территориях финны продолжали оставаться язычниками. И только к сер. XVI века усилиями первого финского лютеранского епископа Мартина Лютера население Финляндии было вовлечено в протестантскую веру лютеранской ветви.