Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Наблюдение девятое:
Школа – услуги под заказ
Уважаемый читатель!
Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.
КОММЕНТАРИИ
1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.
2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
Почему в любимой с детства школе
не семья теперь, а бизнес-инкубатор?
Вместо слова «личность» – слово «лидер»,
вместо класса – конкурентный чуждый дух?
Продолжим знакомство с Положениями «КОНЦЕПЦИИ модернизации российского образования», утверждённой Правительством РФ в 2001г. (начало читайте в статье «От реформ к переформатированию системы»)
Теперь – о новом термине – ВАРИАТИВНОСТЬ, который впервые появился в «КОНЦЕПЦИИ 2001 г.»
Здесь также, как и в предыдущей статье, потребуются разъяснения положений «КОНЦЕПЦИИ».
ЦИТАТЫ | РАЗЪЯСНЕНИЯ |
---|---|
– разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план | Вариативность – это главная тенденция «инновационной» системы образования. Давая каждому ученику и учителю право на вариативность, важнейшим считается обеспечение реальной возможности выбора. |
Что это такое – «реальная возможность выбора»? (см. видео)
Храмова Н.Г.Храмова Надежда Григорьевна, профессор кафедры общей и прикладной психологии РПУ, кандидат психологических наук, член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
«Вариативность в образовании»
Видеофрагмент
«Реформаторы» раскрывают предполагаемые изменения:
- центральной фигурой обучения становится ученик, а вместо учителя, дающего знания, появляется тьютор-смотритель/контролёр;
- как следствие, деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка, который сам выбирает, какие предметы учить и какими способами учиться.
Вариативность, т.е. свободный выбор, реально даётся не только школьнику, но и каждой школе, и любому учителю. Таким образом,
УЧЕНИК, ИЗУЧАЕТ ТО, ЧТО ХОЧЕТ,
А УЧИТЕЛЬ – УЧИТ, КАК ХОЧЕТ.
Это – важнейший принцип «инновационной школы XXI века».
В результате:
- ученика уже с начальной школы настраивают на то, что практическая деятельность важнее изучения наук, и эта деятельность должна быть самостоятельной;
- в школе ребёнка фокусируют, в основном, на формировании сугубо практических навыков, иначе говоря, компетенций (См. статью «От реформ к переформатированию системы»).
Важно понимать, что компетенции формируются без опоры на знания. Суть в том, что для такого «обучения» знания и не нужны, поскольку компетенции – это навыки в узкопрофильной сфере, т.е. знакомство с основами какой-либо профессии (выбранной функции).
Очевидно, что требование «свободы и вариативности» учебных планов, программ и учебников – это лоббирование интересов частного сектора в образовании, т.е. запрос бизнеса. (см. видео)
Далее: в «КОНЦЕПЦИЕЙ 2001 г.» продвигается профильное обучение.
– Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах … с учетом реальных потребностей рынка труда. (см. видео) | Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» 2010 г.: «На старшей ступени учащимся предлагается несколько учебных курсов…, часть курсов (он) осваивает дистанционно». |
Теперь посмотрите на Презентацию ФГОС (на основе ФЗ «Об образовании в РФ, ч.4, ст.66). На слайде показано, как должна выглядеть индивидуальная программа обучения ученика старшей школы (Презентация, стр.12). Предполагается всего 4 обязательных предмета плюс ОБЖ и физкультура. Остальное ученик «добирает» дистанционно/ в кружках/ на внешкольных (в том числе – платных) занятиях и самостоятельно.
Сюда необходимо добавить письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228, в котором прописано, ч что с 1.09.2015 во всех школах «начиная с 5 класса, становятся обязательными мероприятия по профориентации школьников... Согласно ФГОС ООО, начиная с 5 класса, становятся обязательными мероприятия по профориентации школьников... В 5-9 классах в основную образовательную программу введена внеурочная деятельность." Именно такой тип обучение и получило название «инновационное».
Теперь – об объединении школ в соответствии с «КОНЦЕПЦИЕЙ 2001 г.»
И, наконец, в соответствии с «КОНЦЕПЦИИ 2001 г., речь идёт об «Инновационной школе будущего»:
«Инновационные школы» работают сегодня по всей России. Но «отцом-основателем" можно считать академика Щетинина.Щетинин Михаил Петрович - академик РАО, профессор, заслуженный учитель России, руководитель Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков). |
Его школа была создана «в 1988 г., когда решением Государственного комитета СССР по народному образованию, согласованным с руководством Академии педагогических наук СССР, был создан Центр комплексного формирования личности детей и подростков (Краснодарский край, станица. Азовская). Ставилась задача разработки и экспериментальной проверки отечественной модели образования XXI века, в рамках Международной программы ЮНЕСКО «Человек III-го тысячелетия») …удалось создать и проверить на практике в течение 15-ти последних лет (впервые в мировом образовательном пространстве), структуру образования без классно-урочной системы .., без искусственного разделения детей по возрастам (подробнее - здесь) (см. видео)
В 2010 г. лицей посетил корреспондент «Комсомольской правды» А. Дуэль
Вот что он, в частности, написал после его посещения: «… я позвонил в Российскую академию образования (РАО), чтобы выяснить, как педагогические умы относятся к детищу академика.
А.Л. ДворкинДворкин Александр Леонидович — доктор философии, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
«Образование по Щетинину»
Видеофрагмент
«Для деревни нужен универсальный преподаватель», - ответил мне завотделом экспериментальных школ РАО Т. Темиров Темиров Таймураз Владимирович – директор Федерального государственного научного учреждения «Институт культурологии образования» РАО, научный руководитель опытно-экспериментальной площадки РАО «Автономная некоммерческая организация «Центр развития и образования», доктор психологических наук, профессор. Подготовку таких педагогов мы будем отрабатывать на базе школы Щетинина».
Распоряжением правительства РФ от 5 июля 2010 г. №1128-р лицей переведен в статус Учреждения Ган РАО. А с 2011 года лицей в Текосе начал финансироваться как экспериментальная площадка РАО и уже сейчас соответствует уровню Федерального института экспериментальной педагогики. (см. видео)
Лицей участвует в Международных образовательных программах ЮНЕСКО в качестве ассоциированной школы ЮНЕСКО. В ЮНЕСКО (которая является «колыбелью» глобального образования) работу Щетинина принимают восторженно (см. видео)
Теперь резюмируем, какова суть «инновационной школы XXI века»:
- с 5-го класса дети выбирают свою проф. ориентацию;
- на её основе школьники определяют несколько профильных предметов; это называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ выбора;
- старшеклассникам предлагаются только 4 обязательных предмета и дисциплины по выбранному ПРОФИЛЮ; остальное – дистанционно под контролем тьютора, или – за деньги, или – самостоятельное изучение;
- после школы выпускник будет владеть не классическим всесторонним образованием, а некоторыми практическими КОМПЕТЕНЦИЯМИ, т.е. он будет знаком с основами одной профессии (выбранной с 5 класса) и предметами, необходимыми для освоения этой профессии.
Получается, что задача «инновационной школы XXI века» дать минимум знаний и знакомство с одной профессией. Если есть деньги, то можно получить больше знаний. Если денег нет, то обучение будет самостоятельным и, в основном, дистанционным.
В следующей статье мы разберёмся, что, в действительности, с 50-х гг. XX века понималось под термином ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, и что сегодня этим термином называют «реформаторы». Читайте далее - наблюдение десятое: «Инновации: подмена понятий».
ПРИМЕЧАНИЯ:
- прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
- для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
- новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.