Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Наблюдение восьмое:
От реформ – к переформатированию системы
Уважаемый читатель!
Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.
КОММЕНТАРИИ
1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.
2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
Статьи закона, как в матрёшке:
чем мельче пункт, тем гуще краски.
Итак, приверженцы глобального образования декларировали отказ от учительства (обучения) и переход к тьюторству (контролированию) – см. статью «Я-учитель?»
Идём дальше. Вот – интереснейший документ: «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.
Это – программный документ, который включает, кроме очевидных положений и понятий, совершенно новые термины и статьи, которые критически важны для будущего наших детей, одновременно абсолютно непонятны читателю. Однако с тех пор (с 2001 года) эти статьи медленно и незаметно, но неуклонно исполняются.
Для того, чтобы было понятно, что именно заложено в некоторых пунктах КОНЦЕПЦИИ, необходимы разъяснения.
Начнем с двух знаковых положений этого документа:
ЦИТАТЫ | РАЗЪЯСНЕНИЯ |
---|---|
– Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. | В СССР существовал заказ Школе от государства на воспитание всесторонне развитой личности. Сегодня – это сформулировано как заказ потребителя на услугу (т.е., говоря простым языком, заказ родителей на образование собственных детей. Притом – не РОДИТЕЛЕЙ на ОБРАЗОВАНИЕ, а потребителя на услугу. А это – уже просто коммерческие взаимоотношения. |
2.3. нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования – расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса | В издании Лента.ру в 2015 г. вышло интервью с Львом ЛюбимовымЛюбимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор, один из создателей Высшей школы экономики (ВШЕ) «Не нужно всем выдавать аттестаты»:
– Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным. – Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. |
В 2003 г. во время Дискуссии «Образование в 2013 г. Тенденции и вызовы» руководитель ВШЕ Я.Кузьминов сказал:
«Расширение свобод школы, свободы зарабатывать, привлекать деньги родителей – это благо… Стремление максимально разгрузить объём обязательных программ преследует ещё одну важнейшую цель – высвобождение часов для платных школьных курсов дало бы возможность получить от российских семей дополнительных 7 млрд долларов».
Теперь рассмотрим другие новые непонятные, но важнейшие положения «КОНЦЕПЦИИ 2001 г.»
ЦИТАТЫ | РАЗЪЯСНЕНИЯ |
---|---|
П.1.2. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой | Это – фундаментальная цель: формирование общества не всесторонне образованных граждан с высокими морально-нравственными ценностями (!!!), а потребителей с единственной ценностью – материальным благополучием. |
1.3. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний | Главная задача: уничтожение школьных программ советского фундаментального образования. |
1.4 Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования… Активными субъектами образовательной политики должны стать… коммерческие и общественные институты. | Т.е. с 2001 г. государство официально дало право ЛЮБЫМ сообществам, институтам и БИЗНЕСУ участвовать и вмешиваться «в создание механизма устойчивого развития системы образования» |
п.2. Приоритеты образовательной политики – …получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами. | Введение стандартов образования - ФГОС, который появился в 2004 г. (ФГОС – это общие требования, а ПРОГРАММЫ МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ как среди школ, так и в среде учителей). Напомню, что в СССР была ЕДИНАЯ государственная школьная программа. |
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования … планируется: – усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, иностранных языков |
Новые предметы заменили астрономию, черчение, труды. А из перечня обязательных дисциплин убрали литературу, которая в СССР была основным предметом, поскольку развивала нравственность и духовность. Количество часов ин. языка вводилось за счёт уменьшения часов рус. яз. |
Один из лидеров «инновационного образования» А. Адамский писал: «Общеобязательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три ... Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение, например, курса литературы. Ничего, кроме отвращения, это не приносит».
В «КОНЦЕПЦИИ 2001 г.» появляется новый термин – КОМПЕТЕНЦИИ. Этот термин не понятен до сих пор, однако в нём заложена мощная разрушительная сила.
ЦИТАТЫ | РАЗЪЯСНЕНИЯ |
---|---|
П.2.2.Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. | На смену требованию «знать», появились требования «действовать», «принимать решение». Произошёл так называемый переход от знаниевой парадигмы, (когда результат образования — знания) к компетентностной, когда результат образования — компетенция, т.е. приобретение узких практических навыков… |
Мне с трудом удалось найти в словарях внятную формулировку термина «компетенции»/«компетентностный подход в образовании». Итак, «Компетентностный подход в образовании усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реализовать знания.» Причём, это — единственно понятное определение, которое удалось найти в ворохе слов и фраз, касающихся термина «компетенции в образовании». Но главное: какова цель перехода от знаний к компетенциям?
О.Н. Четверикова пишет (Книга: РАЗРУШЕНИЕ БУДУЩЕГО. КТО И КАК УНИЧТОЖАЕТ СУВЕРЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: «Уже начиная с 80-х гг. ЕКС («Европейский круглый стол» - прим. авт.) работал над изменением образовательной системы … в Европе, однако крайне важную роль сыграл его доклад 1989 г., названный «Образование и компетенции в Европе». С этого момента перестали говорить о «знаниях» и «знании», на смену которым пришли «компетенции». И речь идёт не просто о смене терминов, а о принципиальном изменении самого содержания, поскольку компетентность понимается не как образованность, а как некий продукт, изготовленный по заказу клиента. В соответствии с докладом ЕКС, «образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия.»(см. видео)
Эти представления были сформированы в рамках известной Чикагской школы экономики в США. Согласно их представлениям, человек получает образование ради того, чтобы иметь более высокий доход, получить большее удовлетворение от работы. То есть стать более привлекательным на рынке как для работодателя, так и для других людей.
Вот пример того, как эти «новшества» работают в странах глобального образования: школа Грейндж в центральной Англии. Учащиеся эффективно осваивают всю учебную программу благодаря интеграции/вплетению дисциплин друг в друга. Например, рисование объединяется с биологией, а гуманитарные науки — с математикой… Ребята не учат предмет, а проводят исследование в соответствующей области.
Они работают в саду, а не запоминают биологические термины. Ты не переключаешься постоянно с предмета на предмет, ты трудишься и создаешь разные продукты… Например, что понадобится для открытия парикмахерской? Как нужно ею управлять, чтобы зарабатывать 80 тысяч долларов в год? И вскоре наши подопечные уже читали друг другу статьи из деловой рубрики New York Times» (по материалам «Школа будущего»).
Именно такой подход и является теперь целью обучения в современной российской школе.
Презентация «Виды вариативных технологий»:
Суммирую: была поставлена задача – вместо фундаментального образования дать ребенку минимум знаний и обеспечить овладение какой-нибудь одной практической функцией, т.е. основам профессии. Остальное – за плату.
Какими средствами эта задача должна решаться? Ответ на это вопрос «реформаторы» также осветили в КОНЦЕПЦИИ 2001 года. Об этих положениях речь пойдёт в следующей статье Наблюдение девятое: «Школа – услуги под заказ».
ПРИМЕЧАНИЯ:
- прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
- для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
- новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.