Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение восьмое:
От реформ – к переформатированию системы

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

Статьи закона, как в матрёшке:
чем мельче пункт, тем гуще краски.

Итак, приверженцы глобального образования декларировали отказ от учительства (обучения) и переход к тьюторству (контролированию) – см. статью «Я-учитель?»

Идём дальше. Вот – интереснейший документ: «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.

Это – программный документ, который включает, кроме очевидных положений и понятий, совершенно новые термины и статьи, которые критически важны для будущего наших детей, одновременно абсолютно непонятны читателю. Однако с тех пор (с 2001 года) эти статьи медленно и незаметно, но неуклонно исполняются.

Для того, чтобы было понятно, что именно заложено в некоторых пунктах КОНЦЕПЦИИ, необходимы разъяснения.

Начнем с двух знаковых положений этого документа:

ЦИТАТЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ
– Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. В СССР существовал заказ Школе от государства на воспитание всесторонне развитой личности. Сегодня – это сформулировано как заказ потребителя на услугу (т.е., говоря простым языком, заказ родителей на образование собственных детей. Притом – не РОДИТЕЛЕЙ на ОБРАЗОВАНИЕ, а потребителя на услугу. А это – уже просто коммерческие взаимоотношения.
2.3. нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования – расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса В издании Лента.ру в 2015 г. вышло интервью с Львом ЛюбимовымЛюбимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор, один из создателей Высшей школы экономики (ВШЕ) «Не нужно всем выдавать аттестаты»:

– Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным.

– Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно.

В 2003 г. во время Дискуссии «Образование в 2013 г. Тенденции и вызовы» руководитель ВШЕ Я.Кузьминов сказал:

«Расширение свобод школы, свободы зарабатывать, привлекать деньги родителей – это благо… Стремление максимально разгрузить объём обязательных программ преследует ещё одну важнейшую цель – высвобождение часов для платных школьных курсов дало бы возможность получить от российских семей дополнительных 7 млрд долларов».

Теперь рассмотрим другие новые непонятные, но важнейшие положения «КОНЦЕПЦИИ 2001 г.»

ЦИТАТЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ
П.1.2. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой Это – фундаментальная цель: формирование общества не всесторонне образованных граждан с высокими морально-нравственными ценностями (!!!), а потребителей с единственной ценностью – материальным благополучием.
1.3. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний Главная задача: уничтожение школьных программ советского фундаментального образования.
1.4 Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования… Активными субъектами образовательной политики должны стать… коммерческие и общественные институты. Т.е. с 2001 г. государство официально дало право ЛЮБЫМ сообществам, институтам и БИЗНЕСУ участвовать и вмешиваться «в создание механизма устойчивого развития системы образования»
п.2. Приоритеты образовательной политики – …получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами. Введение стандартов образования - ФГОС, который появился в 2004 г. (ФГОС – это общие требования, а ПРОГРАММЫ МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ как среди школ, так и в среде учителей). Напомню, что в СССР была ЕДИНАЯ государственная школьная программа.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования … планируется:
– усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, иностранных языков
Новые предметы заменили астрономию, черчение, труды. А из перечня обязательных дисциплин убрали литературу, которая в СССР была основным предметом, поскольку развивала нравственность и духовность. Количество часов ин. языка вводилось за счёт уменьшения часов рус. яз.

Один из лидеров «инновационного образования» А. Адамский писал: «Общеобязательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три ... Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение, например, курса литературы. Ничего, кроме отвращения, это не приносит».

В «КОНЦЕПЦИИ 2001 г.» появляется новый термин – КОМПЕТЕНЦИИ. Этот термин не понятен до сих пор, однако в нём заложена мощная разрушительная сила.

ЦИТАТЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ
П.2.2.Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На смену требованию «знать», появились требования «действовать», «принимать решение». Произошёл так называемый переход от знаниевой парадигмы, (когда результат образования — знания) к компетентностной, когда результат образования — компетенция, т.е. приобретение узких практических навыков

Мне с трудом удалось найти в словарях внятную формулировку термина «компетенции»/«компетентностный подход в образовании». Итак, «Компетентностный подход в образовании усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реализовать знания.» Причём, это — единственно понятное определение, которое удалось найти в ворохе слов и фраз, касающихся термина «компетенции в образовании». Но главное: какова цель перехода от знаний к компетенциям?

О. Четверикова
«Превращение образования в бизнес»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

О.Н. Четверикова пишет (Книга: РАЗРУШЕНИЕ БУДУЩЕГО. КТО И КАК УНИЧТОЖАЕТ СУВЕРЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: «Уже начиная с 80-х гг. ЕКС («Европейский круглый стол» - прим. авт.) работал над изменением образовательной системы … в Европе, однако крайне важную роль сыграл его доклад 1989 г., названный «Образование и компетенции в Европе». С этого момента перестали говорить о «знаниях» и «знании», на смену которым пришли «компетенции». И речь идёт не просто о смене терминов, а о принципиальном изменении самого содержания, поскольку компетентность понимается не как образованность, а как некий продукт, изготовленный по заказу клиента. В соответствии с докладом ЕКС, «образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия.»(см. видео)

Эти представления были сформированы в рамках известной Чикагской школы экономики в США. Согласно их представлениям, человек получает образование ради того, чтобы иметь более высокий доход, получить большее удовлетворение от работы. То есть стать более привлекательным на рынке как для работодателя, так и для других людей.

Вот пример того, как эти «новшества» работают в странах глобального образования: школа Грейндж в центральной Англии. Учащиеся эффективно осваивают всю учебную программу благодаря интеграции/вплетению дисциплин друг в друга. Например, рисование объединяется с биологией, а гуманитарные науки — с математикой… Ребята не учат предмет, а проводят исследование в соответствующей области.

Они работают в саду, а не запоминают биологические термины. Ты не переключаешься постоянно с предмета на предмет, ты трудишься и создаешь разные продукты… Например, что понадобится для открытия парикмахерской? Как нужно ею управлять, чтобы зарабатывать 80 тысяч долларов в год? И вскоре наши подопечные уже читали друг другу статьи из деловой рубрики New York Times» (по материалам «Школа будущего»).

Именно такой подход и является теперь целью обучения в современной российской школе.

Презентация «Виды вариативных технологий»:

Суммирую: была поставлена задача – вместо фундаментального образования дать ребенку минимум знаний и обеспечить овладение какой-нибудь одной практической функцией, т.е. основам профессии. Остальное – за плату.

Какими средствами эта задача должна решаться? Ответ на это вопрос «реформаторы» также осветили в КОНЦЕПЦИИ 2001 года. Об этих положениях речь пойдёт в следующей статье Наблюдение девятое: «Школа – услуги под заказ».

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.