Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Наблюдение десятое:
Инновации: подмена понятий
Уважаемый читатель!
Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.
КОММЕНТАРИИ
1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.
2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
За мельканием терминов теряется смысл. Но под
внешней бессмыслицей кроется глубинный Замысел.
Пришло время разобраться с терминами ИННОВАЦИЯ и ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА.
Начало исследований педагогических инноваций относится к концу 50-х годов XX века, в России оно началось в конце века, когда приступили к рассмотрению новой практики в образовании.
…По мнению исследователей к инновационным относились лишь те школы, которые сами полностью разрабатывали и реализовывали комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», (а не просто внедряли уже готовые разработки). Школа в этом случае одновременно должна выполнять функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки. «Именно такие школы, в определенном смысле «запроектированные» на постоянный поиск, постоянное развитие, постоянную передачу из рук в руки не результатов поисков, а самого процесса порождения нового, мы называем инновационными». Обратимся к словарю. «Инновация – выработка новых идей, создание новых моделей действия, … имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. « (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И. 2003.)
Иначе говоря, ИННОВАЦИЯ – это не способ подачи материала с использованием Интернет-технологий, а СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА И ТЕХНОЛОГИЙ.
Это – ТВОРЧЕСТВО + ТРАДИЦИЯ + ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ.
Отсюда следует, что массовые/ повсеместные инновации невозможны. Это – процесс эксклюзивный, сопряжённый с рисками, возможными ошибками или неэффективными результатами. Если же разработки успешны, то впоследствии они внедряются в массовое использование.
Однако наши «реформаторы» вменили занятия новыми разработками абсолютно всем школам, учителям и даже детям, что стало профанацией идеи инноваций. Теперь вся наша средняя школа, став «инновационной», является школой рискованного и неэффективного обучения, перерастающего в тотальную профанацию.
Читаем, каково же определение инновационной школы в понимании современных деятелей от образования:
- «инновационная школа сориентирована не столько на усвоение конкретного перечня правил (что также присутствует), сколько на раскрытие творческого потенциала ученика (т.е. каждый ребёнок – инноватор!?, стало быть, он может не только учиться, но и учить - автор);
- приоритет инновационной школы – это не «заложить» в голову готовые знания, а создать условия для поиска этих знаний, научить самостоятельности (т.е. смысл инновации – упразднение функции учителя - автор);
- отчасти любую современную школу можно назвать инновационной, поскольку в образовательный процесс активно привлекаются нововведения и достижения. Например, в большинстве школ сейчас активно используется компьютер (т.е. получается, что именно в этом и есть суть инновационности - автор);
- ещё один очевидный плюс такой формы работы – это мгновенное получение результатов» (не посещая школу, а сидя дома за компьютером - автор).
Таким образом, «инновации» вменяются сверху, причём нашему образованию предлагается не внедрение новейших прорывных, отработанных на практике технологий, а получение права на местечково-школьные изыски (по своему усмотрению), к тому же без их проверки, анализа и какой-либо научной экспертизы. Современный термин “инновация” – это жонглирование модным словом, за которым просматривается плавный перевод целого поколения детей на дистанционное обучение, т.е. из реальной среды в виртуальную. (см. видео).
А теперь - малоизвестные факты
28 февраля 2005 года вступило в силу Соглашение о займе №4726-RU между Российской Федерацией и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) для финансирования проекта «Информатизация системы образования» на сумму 100 млн долларов (сроки реализации 2005-2008 гг.) Этот заём был получен с подачи Я. Кузьминова на решение задачи «информатизации российского образования», т.е. внедрение в школы ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Информатизация предполагала:
- использование ИКТ и сети Интернет;
- подготовку специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества;
- разработку и тиражирование электронных учебных материалов;
- дистанционное обучение школьников, ... формирование новой культуры мышления путем индивидуализации образования.
Теперь разберем каждый из упомянутых пунктов.
1) Информационно-образовательная среда (ИКТ)
– это средства передачи информации. На школьных уроках всегда применялись различные средства, в советской школе они назывались «наглядностью». Теперь этими средствами являются Интернет-технологии, которые стали потрясающим помощник в обучении. Однако в современной школе Интернет-технологии из ПОМОЩНИКА превращаются в САМОЦЕЛЬ. В результате информационные потоки всё больше атакуют наших детей, постепенно завоёвывая их сознание, оцифровывают мышление, препятствуют получению упорядоченных знаний.
2) Под новым типом мышления современная философия понимает:
- «переворот в сознании», который состоит в том, что «открывается новый способ подхода к мышлению по типу компьютерного программирования» (т.е. это программирование мышления ребёнка – автор);
- «взаимодействие человека и компьютера как инструмента, активно проявляющего и формирующего интеллектуальные способности человека» (школьник и компьютер – это единый ИНСТРУМЕНТ, который формирует способности – автор).
- «Многие задачи познания переосмыслены теперь как задачи вычисления, подключения к банкам данных» (т.е. не надо думать, запоминать, анализировать, достаточно найти нужное в базе данных – автор). см. видео
Сегодня при условии соблюдения требований любой учитель может разрабатывать и использовать на уроках свои электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
3) Разработка и тиражирование электронных учебных материалов:
А) Цифровые ресурсы по предмету
Современное учительство с энтузиазмом движется в этом направлении. см. видео
На видео вы посмотрели предложения учителей. А теперь познакомьтесь с сайтом Edutainme уже сегодня работающей Российской электронной школы. С грустью приходится констатировать, что учительская творческая мысль с ускорением стремится к самоупразднению профессии. Для примера: учителя и ученики 10 кл. Московской школы №356 создали бесплатное мобильное приложение, победившее в конкурсе «Школа будущего». (Семинар ДогМ 16.05.2016).
Идея проекта: подключение всех школ Москвы к этому мобильному приложению.
Б) Электронными учебными материалами являются также журналы, дневники, учебники см. видео
4) Дистанционное обучение
В Интернете есть сайты, где можно найти полный электронный курс по всем предметам для всех лет обучения в школе. Вот – пример: school-collection.edu.ru. «Электронная школа», «Школа в телефоне» и прочие ресурсы создают условия для последующего полного перевода обучения детей в Сеть.
Е.Ю. Спицын пишет: «средняя школа вписывается в эту систему через разрушение классно-урочной системы, через вариативность учебников, через активное сейчас продвижение такого компонента, как интерактивное образование - когда детей призывают вообще отказаться от посещения школы… И вот эти все так называемые "инновации" на самом деле преследуют одну-единственную цель – уничтожить среднюю школу, вообще школу как государственный институт, максимально вывести государство из всей сферы образования.»
Надо отметить, что дистанционное обучение – не российское ноу-хау. Оно активно внедряется во всех странах глобального образования.
В 1991 г. ЕКС (Европейский круглый стол) опубликовал доклад, в котором говорилось: «дистанционное обучение — это новая отрасль промышленности… главным результатом процесса стало превращение образования в высокорентабельную сферу бизнеса, называемую «экономикой знаний» [17] См.: Du processus de Bologne а la loi L.R.U., une catastrophe annoncйe. Par Geneviиve AZAM
На российско-финском семинаре «Введение дистанционного образования в Финляндии» финскому представителю был задан вопрос: Что Вы можете сказать о дистанционном обучении?
Ответ: Мы активно используем дистанционное обучение. Каждый студент имеет пароль доступа и, в том числе, обучается дома… Для входа в программу нужна лицензия, которая стоит 250 евро. Оплачивает учебное заведение. Генеральное направление реформы образования Финляндии – отказ от учебников. Это и экономически выгодно.
Одна из норвежских государственных школ в городе Берген добавила в программу киберспорт. Курс рассчитан на пять часов в неделю и продлится три года. При этом школьники будут не просто играть в видеоигры по несколько часов в неделю, а осваивать необходимые для киберспортсмена навыки: развивать рефлексы, выносливость, способность к кооперации и стратегическое мышление... Для игр в школе оборудуют специальный класс с удобными мониторами и креслами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р была принята “Концепция образования 2016-2020” , в которой, в частности, говорилось: “Главное - повышение качества образования, которое возможно с переходом на дистанционное обучение”.
Возникает закономерный вопрос: почему перед системой образования ставится цель максимального
ПЕРЕВОДА ОБУЧЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНУЮ СРЕДУ
с последующим полным переходом школьного
ОБРАЗОВАНИЯ НА ДИСТАНЦИОННОЕ?
Ответ даёт Дмитрий Песков Дмитрий Николаевич Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, учреждённое Распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2011 г. N 1393-р (не путать с пресс-секретарём Президента - автор) : «Образование будущего разделится на два вида ― «компьютерное», оно будет дешевым и «человеческое», оно будет дорогим». см. видео
В этом заложен глубокий смысл: по замыслу «инноваторов», перестройка образования должна привести к разделению общества на касты.
В следующей статье мы рассмотрим пути, по которым идёт подготовка к кастовому расслоению. Читайте далее - наблюдение одиннадцатое: «Будущее не для всех...” .
ПРИМЕЧАНИЯ:
- прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
- для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
- новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.