Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение третье:
Сначала был хаос…
или Хаос в началке…

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

«Даром преподаватели
время со мною тратили…»

Сначала – наблюдения: методы обучения в советской школе и в современной

В предыдущей статье мы разобрались в том, что главное – научить ребенка МЫСЛИТЬ, а для этого осваивать ПОНЯТИЯ, из которых у младшего школьника складывается картина мира.

Основой советской системы образования было развитие ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ. В школе выучивали ВСЕХ, т.к. связи между понятиями позволяли переходить к изучению предметов (т.е. наук).

Начальная школа формировала базовые понятия о предмете (о науке). Каждый день ребенок получал новую информацию и учился ее систематизировать. С годами у школьника складывалась пирамида понятий, пирамида наук.

В Советском союзе все учебные программы писали ученые: математики, химики, физики. В настоящее время программы и учебники пишут педагоги и психологи, которые не являются специалистами в учебных предметах. Поэтому сейчас – все перемешано. Предлагаю посмотреть обсуждение темы «Развития инженерных компетенций школьников через робототехнику» (см. видео).

ДОгМ ДОгМ – департамент образования г. Москвы

«Семинар IT от 04.04.2016
Начальная школа. Математика плюс робототехника»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Советское образование закладывало научные понятия еще в начальной школе. Важнейшим здесь был предмет «природоведение». Теперь вместо природоведения – «окружающий мир». Составители называют его «исследовательским предметом». Л.А. Ясюкова (см. Словарь) пишет:«Теперь у нас вместо природоведения «окружающий мир». Вы видели, что это такое? Это - бессмысленная окрошка.»

3-й класс. Природоведение. Урок – исследование. Тема: «Кто такие птицы

1). - Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

- А кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекозы, летучие мыши и др.)

- Птицы поют? – Да. Но «поют» и дельфины, касатки, (значит, это не главная особенность птиц.)

- Птицы вьют гнезда? - Да, вьют гнезда, но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.

- Можно утверждать, что это не главные умения птиц? - Да.

- Есть еще что-то?

Самый лучший способ узнать — найти ответ в книге. Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Какие животные встречаются в полете? (Летяга, бабочка, курица, летучая мышь.)

- Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но плохо.)

- Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело ее покрыто перьями.)

- Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев, станет она птицей? (Нет.)

2). Рассматривание на примере голубя строения тела птицы. Я буду называть части тела голубя, вы показывайте ее указкой.

Ученик у доски называет части тела гуся (голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).

- Найдите те же части тела у курицы, у других птиц.

А.И. АдамскийПредседатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования России; ректор автономной некоммерческой образовательной организации «Эврика», заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации.

«Впереди планеты?»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

- Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья. Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. (Они разные.)

- Что общего у всех перьев? (Есть стержень, полоски, бородки.)

- Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.

- У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку.) (И так далее и тому подобное).

Вдобавок посмотрите отзывы о предмете «Окружающий мир».

Теперь давайте еще раз вспомним популярные у нас западные школы: Вальфдорская, Монтессори, Френе (см. Словарь).

Предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления А.И. Адамского (см. видео).

Д.Б.Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - психолог, член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор. Преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена, ЛГПИ им. Н.К. Крупской, работал зав. лабораторией диагностики психического развития школьников в НИИ общей и педагогической психологии АПН и на факультете психологии МГУ. Составитель экспериментальных букварей.

«Звуко-фонетический метод»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

В видеосюжете упоминается фамилия Эльконин и говорится о его методе обучения. Свою разработку Эльконин пытался внедрить в школы на протяжении 20 лет (с 1961 года). Этот метод обучения русскому языку называется звуко-фонетическим методом. Звуки – это то, что мы говорим и слышим, (а буквы - то, что видим и пишем). В соответствии с методикой Эльконина первые 2 года дети занимаются со звуками, т.е. анализируют слова на слух и строят звуковые модели (см. видео).

С 1982 по 1987 г. в начальную школу стали внедрять букварь Эльконина, а в конце 80-х все школы начали переходить на звуко-фонетический метод. В советской школе нас учили, что запись слова – это запись буквами. А современные дети не видят букв, их учат слышать звуки и записывать их знаками. Школьники привыкают к тому, что звучание - первично, а написание – вторично. В результате дети пишут, как слышат: малако, сабака, ыйожиг (ёжик), байаян, фторник, ва кно (в окно), вки но (в кино).

Л.А. Ясюкова встречает подобные примеры при каждом посещении школьных уроков русского языка. По методу Эльконина упражнения на звуковую запись слова тренируют с 1 по 6 класс. В результате уже в 2000-х гг. из школы начала выходить безграмотная молодежь.

«Трудности мышления: Травка зеленеет…»
Видеофрагмент

Но это – только полбеды. Вторая половина - наши дети не читают. Согласно статистике, полностью вникать в текст при чтении может только 30% современных выпускников. Остальные 70% не полностью понимают или вообще не понимают то, что читают. Причина та же: навык озвучания отдельных слов по методу Эльконина не позволяет понимать прочитанный текст , т.к. дети не вникают в то, что читают (то есть они не понимают, о чем читают). Л.А. Ясюкова пишет: «Если нет навыка чтения, ребенок не сможет писать сочинения, составлять грамотно фразы. Дети не читают художественную литературу… Как только сложноподчиненные длинные фразы, то перестают воспринимать смысл того, что читают.… Если ребенок плохо читает, то дальше он не может нормально учиться, читать параграфы, дополнительную литературу. Не может решать задачи, потому что не понимает, что там написано». Значит,чтобы выучить текст, остаётся только зубрежка. Но и она дается с трудом (см. видео).

Эта проблема выявилась в 90-е годы. Она называется функциональной неграмотностью. Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни технической пользы в тексте, который прочел (например, условие задачи или инструкцию к электроприбору). Получается, что наши дети не только неграмотные, но и не читающие.

Н.Ф.ВиноградоваВиноградова Наталья Федоровна - руководитель проекта «Начальная школа XXI века», руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, разработчик концепции современной начальной школы заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

«Чтение для обучения не имеет значения »
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Можно, конечно, постараться вызубрить текст без понимания, но невозможно применить такие знания на практике. Процесс обучения становится для ребенка мУкой, а школа вызывает стойкое отторжение. Дальше следует выделить очередной «серый факт», который нам надо обязательно запомнить:

  • в СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ обучение шло ОТ СЛОВА – К ПОНЯТИЮ, а от него – к ПИРАМИДЕ НАУК (от детали – К КАРТИНЕ МИРА);
  • сейчас идут ОТ СЛОВА – К БУКВЕ и дальше – К ЗВУКУ (т.е. ОТ ДЕТАЛИ – к еще большему РАЗДРОБЛЕНИЮ ДЕТАЛИ).

При этом Н.Ф.Виноградова – разработчик концепции современной начальной школы, руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы – настаивает: звуковой анализ слова важнее навыка чтения (см. видео).

«Дисграфия, дислексия»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

К этому напомню главную мысль предыдущей статьи: единая цель почти всех новых программ –

ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ САМ,
а УЧИТЕЛЬ НЕ УЧИТ, он ТОЛЬКО НАПРАВЛЯЕТ.

Это – еще один «серый факт», который надо взять на заметку.

В результате в 90–е годы выяснилось, что новыми методами ВСЕХ выучить невозможно, поскольку внезапно появилось много детей дисграфиковДисграфик - человек, испытывающий трудности с письмом. и дислексиков Дислексик - человек с расстройством чтения..

На основании этого был сделан вывод, что не букварь плохой, а дети плохие, не способные к обучению. (см. видео).

К концу 90-х годов стало понятно, что в образовании что-то необходимо менять. Тогда принимается решение, что надо совсем уйти от академического советского образования.

Л.А. Ясюкова Ясюкова Людмила Аполлоновна - руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра психологии развития, кандидат психологических наук.

«Приличное начальное образование у нас нигде получить нельзя»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Было решено упрощать обучение: использовать меньше текста, а больше картинок и презентаций, сделать упор на зазубривании и пересказе. Начали появляться сокращенные варианты литературных произведений. Но полученные результаты оказались хуже предыдущих.

Но согласитесь, невозможно обучать, если сначала не научить грамотно писать и вдумчиво читать.

Тогда же в школах появились психологи, логопеды, дефектологи. Перед ними поставили задачу: выявить и устранить возникшие проблемы (искусственно созданные программами – прим. авт.)

Л.А. Ясюкова делает печальный вывод (см. видео).

А теперь - малоизвестные факты

Э. Д. Днепров (Министр образования 1990-1992гг.) в своей книге писал, что к разработке реформы образования он приступил еще в 1987–1988 гг. Уже с 1991 г. началась замена советских программ и учебников по истории и другим учебным предметам социально-гуманитарного цикла…

В 1992 была официально объявлена реформа образования, которую также возглавил Э.Д. Днепров. Очень важно понять и запомнить мысль, которую Днепров высказал в своей книге: «реформа ставила своей главной целью глубинные изменения человека и общества в целом. Поэтому ее генеральной социальной задачей была

СМЕНА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
(ценности семьи, традиций, веры, нашей истории, литературы, всей культуры – т.е. того, что является смыслом жизни человека – прим. авт.)

ЗАПОМНИМ ЭТО!

Образование детей для любого родителя также является безусловной ценностью. Именно поэтому Вы читаете Цикл статей и пытаетесь понять, что происходит, как реагировать и как помочь ребенку. Терпение, уважаемый Читатель. Мне важно, чтобы Вы полностью понимали происходящие процессы. Поэтому мы двигаемся последовательно, стараемся ничего не упустить и складываем пазл по деталям.

Итак, по окончании начальной школы наши дети идут в среднюю (теперь она называется ОСНОВНАЯ) школу.

В следующей статье мы с Вами понаблюдаем, насколько изменилась основная школа и почему.

Читайте далее - «Наблюдение четвертое: «Всякие примеры заразительны»

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.