Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Наблюдение четвертое:
Всякие примеры заразительны
Уважаемый читатель!
Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.
КОММЕНТАРИИ
1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.
2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
«Самое мощное оружие русских — это их образование»
Рональд Рейган, президент США в 1981-1989 гг.
Сначала погрузимся в школьные глубины
Л.А. Ясюкова Ясюкова Людмила Аполлоновна - руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра психологии развития, кандидат психологических наук.
«Без изучения наук нет обучения»
Видеофрагмент
В предыдущей статье выяснилось, в каком направлении проходило обучение младших школьников в советской академической школе, и что является базой нынешнего обучения. Начнем с «серых фактов» предыдущей статьи:
- в СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ обучение шло ОТ СЛОВА - К ПОНЯТИЮ, а от него - к ПИРАМИДЕ НАУК (от детали – К КАРТИНЕ МИРА);
- сейчас идут ОТ СЛОВА – К БУКВЕ и дальше – К ЗВУКУ (т.е. ОТ ДЕТАЛИ - к еще большему РАЗДРОБЛЕНИЮ ДЕТАЛИ) (см. видео).
В советской школе в 5 классе начиналась ботаника, в 6 и 7 классах она логично переходила в зоологию. В 8 – анатомия, и у старшеклассников – общая биология. То есть, выстраивалась пирамида науки. В современных программах в 5 классе дается природоведение (причем в виде разрозненных рассказов о природе, без связей и логики – осколочная мозаика: вперемешку и ботаника, и животный мир, и человек).
Предмет «история» мы с Вами изучали как историю развития цивилизаций: будь то история России или всемирная история. Теперь вместо истории цивилизаций — «История в картинках»: кое-что – про первобытных людей, кое-что – про рыцарей и т.д.
Л.А. Ясюкова пишет:
«С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона... Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: «Хоть задачки-то решаете на физике?». Он отвечает: «Какие задачки? Мы презентации делаем». Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.»
Думающие учителя, болеющие за свой предмет, бьются в средней школе, чтобы исправить ситуацию. Мне рассказывала учительница математики, что пытается своим 7-классникам разъяснить новую тему, используя закономерности и логику. Дети смотрят и не понимают смысла, потому что привыкли воспринимать только краткую информацию, т.е. фрагменты. Они усваивают материал даже не частями, а обрывками, между которыми не умеют выстраивать связи.
Такой способ восприятия мира подкрепляется и за пределами школы: короткие смс, короткая реклама, постоянные переходы по ссылкам в Интернете. Пользователь улавливает лишь фрагменты без выяснения причинно-следственных связей, без построения логических схем. Ребенок привыкает к калейдоскопу информации (см. видео).
Что такое «клиповое мышление» или «клиповое сознание»? В переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты), отрывок (из фильма), «нарезка» мало связанных между собой фактов.
Дети с клиповым сознанием каждую свободную минуту погружены в смартфон, компьютер, планшет, где с огромной скоростью получают «осколочную» информацию. В результате человек не может длительное время глубоко сосредотачиваться на чем-либо, тем более анализировать. Как следствие, у ребенка теряется интерес к прочтению целой книги или просмотру полного мультфильма, хочется, чтобы картинки постоянно менялись и были короткими. Из-за отсутствия целостной картины окружающего мира школьнику трудно удерживать внимание на одном предмете. Естественно, что человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении «мозаичной» информации.
Современные дети способны выполнять одновременно несколько дел: сидеть в социальной сети, просматривать ролики, слушать радио, кликать по фотографиям и одновременно решать математические задачи. Будут ли знания при таком способе выполнения заданий? Такая картина сложилась на наших глазах всего за десять последних лет. Мы с Вами, будучи школьниками, не слышали таких терминов и не сталкивались с такими результатами. Но посмотрите видео...
В 2013 г. газета Росбалт написала: «Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу».
Если Вы не знаете, уважаемый Читатель, то сообщаю, что как раз именно советскую систему образования за период с 1960 по 1990 г скопировали многие страны мира. Например, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии: Китай, Вьетнам, Монголия, Непал, Шри-Ланка, Бирма и др. Эти страны реформировали свои системы образования по советскому образцу. (Источник: сайт Российского совета по международным делам, автор - Наталья Цветкова К.и.н., доцент СПбГУ, эксперт РСМД).
В Японии – своя собственная система, но она также очень схожа с советской.
(См. карту, где показаны страны, применяющие советскую систему образования)
М.Г. ДелягинДелягин Михаил Геннадьевич — российский экономист, публицист и политик; действительный член РАЕН, доктор экономических наук; директор «Института проблем глобализации».
«Система образования Финляндии»
Видеофрагмент
Хочется подчеркнуть, что и в европейских странах работает аналог советской Школы. Так, названная лучшей на сегодняшний день система образования – финская – была заимствована из СССР. В 80-х годах финны перевели наши учебники, и до сих пор с большим удовольствием берут учителей старой школы, чтобы те делились с финскими коллегами академическими методиками преподавания (см. видео).
Тут-то у Вас, видимо, и начнется путаница в голове: как же это оценивать? Кто прав? Не волнуйтесь, разберемся. Но сначала запомним, что
различные ГОСУДАРСТВА ПРИМЕНЯЛИ СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ до 1990-х годов;
после этого НАЧАЛИСЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ, результаты которых мы сегодня и наблюдаем.
Это - еще один «серый факт»; его нам также очень важно запомнить (см. видео).
В продолжение этого видео – факты Л.А. Ясюковой:
«Я общалась со скандинавской системой. Шведы, норвежцы>: у них есть объединения преподавателей, работающих … по учебникам русской школы. В самом деле, не русской, а советской, 70-80-х годов, (они учебники перевели). Мне из норвежского университета прислали данные тестирования разных классов школ ... И вот при сравнении разных школ: в русских школах (обучающихся по советским программам – прим. авт.) … не образованных, не знающих, не понимающих по этим программам вообще нет» в отличие от собственных национальных программ.
А теперь - малоизвестные факты
В начале 1990-х гг. министр образования Э.Д. Днепров поставил задачу включения российской Школы в единое глобальное образовательное пространство. В своей книге он писал, что нужно превратить внешнее влияние в «активный действенный механизм реформирования российского образования».
В этот период Россия включилась в международные образовательные программы и проекты ЮНЕСКО, Евросоюза, Совета Европы и пр. Министерство образования РФ разработало совместный с Американской федерацией учителей проект «выращивания нового типа профессиональных объединений учителей»
В 1992 г. по инициативе Всемирного банка и на его средства была создана Высшая школа экономики (ВШЭ). Она стала средоточием американских советников, активно приступивших к подготовке либеральных реформ. Организация была «мозговым центром», в котором шла работа по адаптации зарубежных учебников для российского образования. Здесь также проходила переподготовка преподавателей и разработчиков учебных курсов, к которым привлекались иностранные эксперты. Одновременно началось активное выращивание новых управленцев – «менеджеров образования».
Я.И. КузьминовКузьминов Ярослав Иванович – ректор ВШЭ, научный руководитель Института образования, кандидат экономических наук.
В октябре 1997 г. Правительство РФ подписало с Всемирным банком соглашение за № 4183-RU о займе на финансирование «Инновационного проекта развития образования» на общую сумму 68 млн. долл. (сроки реализации 1998-2004 гг.)
Согласно новой образовательной модели Школа должна стать частью глобальной образовательной системы, а ее главный ориентир – потребности рынка (но не глубокое всестороннее образование) (см. видео).
На период до конца 1990-х годов Министерство образования РФ выполняло следующие задачи:
- внедряло различные программы с целью размывания единой системы образования,
- готовило учебники и педагогов для альтернативных программ,
- перестраивало весь образовательный процесс: управление, методики преподавания, кадровую политику.
Нам не понятно, почему же Министерство образования РФ так активно отходило от проверенной академической системы и упорно втягивало нас в глобальные процессы?
В следующей статье мы рассмотрим те системы образования, на которые ориентируется наше правительство.
Читайте далее: «Во что мы «вступили»? – В глобальное образование!»
ПРИМЕЧАНИЯ:
- прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
- для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
- новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.