Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Наблюдение шестое:
Выбить почву из-под ног

Уважаемый читатель!

Вы находитесь на странице одной из статей цикла «Что не так в российском образовании?» Для формирования целостной картины, которая является целью работы, советую прочесть все предыдущие статьи здесь.

КОММЕНТАРИИ

1. Обращаю Ваше внимание на то, что буду излагать только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения. Только факты, подтвержденные источниками.

2. В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.

Я не попала в юридический,
тогда… пойду в педагогический.

Сначала - малоизвестные факты

Храмова Н.Г.Храмова Надежда Григорьевна, профессор кафедры общей и прикладной психологии РПУ, кандидат психологических наук, член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка

«Из истории школьных реформ»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

С 90-х годов центром перестройки образования была и ныне остаётся Высшая школа экономики. Через нее проводились и проводятся все идеологические, кадровые и финансовые решения. Но ВШЭ — только ретранслятор идей, разработанных в зарубежных центрах.

Все образовательные проекты ВШЭ осуществляет Исаак ФруминИсаак Давидович Фрумин — доктор педагогических наук, профессор, руководитель Московского представительства Всемирного банка, а с 2007 – руководитель Института развития образования ВШЭ.

В 1999 г. ВШЭ создала при правительстве РФ фонд «Центр стратегических разработок», который выстраивал, в том числе, планы реформирования образования. Ключевыми фигурами Центра стали Г. Греф и Э.Набиуллина (жена Я. Кузьминова). Они являлись членами «штаба реформ», к разработке которых не привлекались ни Министерство образования, ни педагогическое сообщество.(см. видео)

Обращаю внимание на тот факт, что в документах по «реформированию образования» нигде не была прописана цель самого образования. Только однажды министр Фурсенко заявил:

«Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». С 2004 года Фурсенко приступил к фундаментальной «реструктуризации» советской образовательной системы. Эта задача была частью заказа глобального бизнеса: снять с государства социальную ответственность, т.е. перевести всю социальную сферу на коммерческую основу. Цель – государство должно было перейти исключительно на исполнение планов глобального бизнеса.

Теперь вернемся к началу процесса перевода образования в бизнес

Первым этапом стала отмена ключевых принципов советского образования: всеобщность, бесплатность и фундаментальность. Начало этому процессу положило внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002 г. правительство взяло у Мирового банка кредит в 49,85 млн. долл. на реформу образования. В 2003 году началось экспериментальное применение ЕГЭ, который, несмотря на лавину протестов, продавливался железной рукой.

Следующим этапом стало введение Госстандарта образования (ФГОС) в 2004 г. Он стал, по выражению Адамского, «инструментом не просто перестройки, но «перманентной революции» в образовании. Инструмент разрушения был прост: постоянное, бесконечное реформирование системы образования, чтобы этот процесс стал самоцелью: реформирование ради реформирования, т.е. насаждение хаоса, с помощью которого началось размывание всего учебно-воспитательного процесса.

Храмова Н.Г.Храмова Надежда Григорьевна, профессор кафедры общей и прикладной психологии РПУ, кандидат психологических наук, член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка

«Из истории школьных реформ»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Только с наступлением хаоса педагогическое сообщество начало осознавать, что фундамент Школы зашатался. Происходящие пагубные перемены становились очевидными, но они были непреодолимыми из-за мощного давления сверху:

  • Школу лишили самостоятельного значения: она перестала выполнять государственную задачу, а именно – воспитание всесторонне развитой личности. Российское образование официально перевели в разряд сферы услуг: меньше бесплатного, больше платного;
  • ввели подушевое финансирование, т.е. оплата не за качество знаний, а за количество детей в школе; следствием этого стала «реструктуризация» сельских школ, т.е. маленькие школы просто закрыли;
  • началось последовательное увольнение сопротивляющихся директоров школ без объяснения причин.(см. видео)

О ДИРЕКТОРСКОМ КОРПУСЕ

«Исповедь директора»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Перед новыми директорами ставилась задача – постепенный перевод Школы на платное обучение. Были созданы условия, при которых бесплатная Школа неизбежно была обречена на закрытие, поскольку ее практически полностью лишили гос. финансирования. Чиновники вынуждали Школу выживать за счет платных услуг.

Недавно я натолкнулась на видео, снятое директором школы с. Заветное в Крыму. Это - крик отчаяния! Он рассказывает, что директора с з/п в 25 тыс. руб. в приказном порядке за свой счёт должны оплачивать все налоги, любое движение документов (нотариус, регистрация), вывоз мусора, штрафы. За 3 месяца в его районе уволились почти 10 директоров, большинство – самые опытные. Новый регион, присоединившись к РФ, также как прежде и другие регионы, лишился финансирования образования, поставив школы в бедственное положение. (см. видео)

ОБ УЧИТЕЛЬСКОМ КОРПУСЕ

Работа школьного учителя стала не просто тяжелее, она стала мучительной.

1. Чиновники начали последовательно душить школу:

- грудами никчёмных отчетов, которые обязан сдавать каждый педагог;
- бесконечными проверками (в основном на соответствие этих бумаг друг другу);
- постоянными прокурорскими (!?) визитами с угрозами наказания директоров и учителей рублем.

"Доходит до того, что педагоги оставляют детей в классе читать учебники, а сами уходят с уроков, чтобы срочно отправить очередной отчет. Учитель превращается в мелкого клерка, у него больше нет времени работать с детьми".

2. Учителям навязали так называемую бальную систему.

«Преподавание заменяется отчетами»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

Заработанными баллами определяется категория учителя и, соответственно, размер зарплаты. По нынешней системе аттестации, чтобы получить высшую категорию, учитель должен писать научные статьи, участвовать в конференциях, предъявлять победы учеников на олимпиадах.

«Первую и высшую категории надо подтверждать, проходя переаттестацию... Столько … писанины, конкурсов, соревнований, исследовательской работы и т.д., что больше уже ничего не успеваешь. В младшей школе у учителей нагрузка резко выросла, поскольку им тоже теперь приходится собирать портфолио на каждого ученика...»

Учителей искусственно и с кровью начали отрывать от главного – преподавания. (см. видео)

3. Началась финансовая дискриминация Учителя.

Сначала под благим лозунгом повышения зарплаты началось сокращение количества учителей, соответственно, оставшимся увеличили нагрузку. «По «дорожной карте» развития образования, которая была опубликована в начале 2013г, «собственно, она опубликована 30 декабря, под елку, а прочли ее в начале января — прямо написано: насколько будет уменьшаться количество учителей, насколько будет увеличиваться средняя нагрузка на оставшегося учителя.»

29 сентября 2016 газета «Росбалт» написала: «…учителя российских школ обратились с заявлением к президенту РФ Владимиру Путину: «Рост зарплат учителей за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения их нагрузки... При этом учитель тратит собственные деньги на приобретение раздаточного материала для учащихся, организацию внеклассных мероприятий, оформление кабинетов и т. д. Большинство учителей проходят курсы повышения квалификации за свой счет». Таким образом,

функции учителя активно размываются и хаотизируются.

«Русский язык на английском»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

4. По новым образовательным стандартам (ФГОС) учителей-предметников переводят на преподавание нескольких предметов в рамках одного урока. Такое объединение называется метапредметным уроком, на котором сливаются нескольких школьных дисциплин.

Учителя советской Школы не понимают, как и, главное, ЗАЧЕМ искусственно соединять что-то (порой несоединимое) только ради соединения. Учителей вынуждают искусственно связывать между собой информацию из различных сфер. Вот – пример того, как на предмете «русский язык» происходит изучение родного языка, разговаривая по-английски(!?) (см. видео)

Я работала учителем в советской школе и компетентно заявляю, что межпредметные связи и тогда были основой для формирования у детей картины мира. Но в советской школе на уроках проводились связи внутри одной дисциплины и создавались представления о конкретном предмете/ науке. Потом темы изучаемых предметов начинали пересекаться, формируя общую картину мира. Однако надо понимать, что для такого обучения существовали условия: единая школьная программа, где были продуманы связи как внутри одного предмета, так и между различными дисциплинами. Теперь эти связи разрушены «реформой», а взамен придуманы метапредметы.

5. Очень важно рассказать отдельно о подготовке новых учительских кадров периода реформ.

Еще в 1-й половине 1990-х годов наш Центр сотрудничал с педучилищами, где мы готовили школьных учителей финского языка. На протяжении 10 лет мы фиксировали, что с каждым годом на 1-й курс приходят всё более слабые студенты. А уже к середине 2000-х годов мне рассказала завуч одного училища, что абитуриенты настолько слабые, что средний балл аттестата у них - 2.5, то есть это – «двойка с плюсом». Конечно, с такими оценками они не могли идти в ВУЗ, поэтому пошли в педучилище. Перед нами стояла задача не только учить, но и как-то выучить! А ведь те из них, кто по окончании учебы пошли работать в начальную школу, сегодня уже учителя с солидным 10-12летним пед. стажем! Сегодня им мы отдаём своих детей!

«Многие не пед. ВУЗы начали готовить учителей»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

«Сегодня, в середине 2010-х гг. мы констатируем, что учителя (не все, конечно, — многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена. Многие десятки пед. ВУЗов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыли, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются. Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из пед. ВУЗов превращаются в педтехникумы — прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать.» (Журнал «Эксперт» 2015 г.)

Кроме того, идет активная передача функций подготовки учителей непрофильным ВУЗам. ((см. видео)

В 2015 г. для муниципальных школ Московской обл. были подготовлены около 50 выпускников ведущих ВУЗов России. Как сообщала газета «Подмосковье сегодня», это – «выпускники МГИМО, МГУ, СПбГУ, Высшей школы экономики.» Выпускники непедагогических ВУЗов проходили

«Проект «Учитель для России»»
Видеофрагмент

Полный видеосюжет

пятинедельную(!!!) пед. подготовку, и с началом учебного года приступили к работе. (см. видео)

МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Просмотрев это видео, я озадачилась вопросами:

1.​ почему подготовкой будущих учителей занимается не государство, которое должно выполнять эту функцию?

2.​ почему кадры готовят не в пед. ВУЗах, а переучивают выпускников других профилей при том всего 5 недель?

3.​ какое отношение к подготовке учителей имеют Сбербанк и Американская компания BCG (THE BOSTON CONSULTING GROUP), не имеющая никакого отношения к образованию (занимается финансами, маркетингом, консалтингом)?

Наверное, кто платит, тот и диктует условия… способов и форм обучения будущих потребителей глобальной продукции.

Учителя, работающие в Школе, не понимают смысла происходящих явлений. Разумеется, надо глубоко изучать тему, чтобы понимать замыслы.

Пока мы с Вами рассмотрели видимые ходы глобального бизнеса на текущем этапе:

1.​ взять под полный контроль систему образования с последующим переводом её на коммерческую основу;

2.​ оторвать учителя от процесса преподавания, а ученика вынудить к самостоятельному добыванию знаний.

Современные учителя продолжают сопротивляться и по-прежнему стоят у доски, объясняя детям материал, т.к. понимают, что без учителя не может быть обучения. Но ФГОС жестко требует постепенного отлучения учителя от процесса обучения (письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228): "Изменяется и методика преподавания — учитель должен стать не источником истины, а модератором, помогающим ученикам самим дойти до нужных знаний".

В следующей статье «Я - учитель?» мы выясним, кто по плану «реформаторов» должен заменить учителя и, главное, для чего?

ПРИМЕЧАНИЯ:

  • прошу Вас оставлять свои размышления, писать о своих тревогах и задавать вопросы, касающиеся детей; мы планируем организовывать бесплатные онлайн-конференции по темам, которые Вас беспокоят
  • для получения полной картины событий советую Вам прочесть предыдущие статьи цикла «Что не так в российском образовании?»
  • новые статьи выходят в первую неделю каждого месяца.