Проект «Что угодно для души! »
Проект «Виртуальный класс – это класс! »
Проект «Шире – глубже – дальше!»
Вместо предисловия
Уважаемый читатель!
В цикле статей «Что не так в российском образовании?» будут даны только факты: хронологически и последовательно… Ни предположений, ни анализа, ни выводов, никакого сослагательного наклонения.Только факты, подтвержденные источниками.
В статьях содержатся ссылки на видеофрагменты из различных источников: интервью, докладов, фильмов, конференций; эти фрагменты являются неотъемлемой частью содержания статьи. Прошу просматривать видео для понимания темы.
«Вроде бы, смотришь – всё так,
а приглядишься – ну, совсем не так!»
В последние 25 лет в школьном образовании происходят необъяснимые явления.
Для начала кратко перечислю факты и события, свидетелями и участниками которых мы все являемся.
За этот период:
- из программ были убраны 30% предметов, которые выполняли развивающие и воспитательные задачи. Это – астрономия, обществоведение, черчение, рисование, музыка, труды (помните, они были и в начальной, и в средней школе?), день трудовой практики у старшеклассников;
- вместо них в разное время появлялись новые дисциплины: ОБЖ, Экономика, Этика и психология семейной жизни, Основы советского государства и права, Этика христианской морали, Человек и общество и другие. (см. видео)
Нагрузка по основным предметам с каждым годом неуклонно снижается (мы помним, что в советской школе русский яз. был каждый день, равно как и математика, а литература - 3 часа в неделю). В современной средней (теперь принято говорить – основной) школе только в 5 и 6 классах достаточное количество часов русского и математики. А в старших классах нагрузка по основным предметам сжалась: по русскому до 2-3 часов в неделю и 2-х часов по литературе.
Готовится введение обязательного второго иностранного языка (в то время как дети не умеют говорить на родном). Кроме того, очевидно, что под второй иностранный отнимут часы у какого-нибудь предмета! (см. видео)
Е.Ю. Спицын Спицын Евгений Юрьевич - учитель истории, директор школы №1184 г. Москва
Об иностранных языках в школе
Видеофрагмент
Мы видим, что качество преподавания стремительно снижается, учителей не хватает. Директора школ сетуют: когда выйдут на пенсию кадры советской педагогики, то в начальной школе работать будет, в прямом смысле, некому. Идет постоянная чехарда с программами и учебниками.
Педагоги констатируют, что современные дети плохо обучаемы: они не хотят читать, большинство настолько ленивы, что массово не выполняют домашние задания, при этом не скрывают, что не хотят и не будут учиться! Многие дети плохо знают таблицу умножения, не могут связать двух слов, безграмотно пишут.
Учительское сообщество также в претензии к Министерству образования за содержание учебников и программ.
Родители школьников, со своей стороны, находятся в растерянности от того, что у детей потухшие глаза и нет никаких интересов, т.е. они вообще ничего не хотят! При этом очень многие родители утверждают: если ребенку что-либо интересно, то он выполняет задачу быстро и точно, а если интереса нет, то «хоть кол на голове теши».
Мы не понимаем, что происходит, виним Школу, Министерство образования и государство.
А в «сухом остатке»: качество образования наших детей с каждым годом всё ниже!
У меня нет задачи критиковать. Есть потребность показать происходящие процессы, чтобы у Вас, заинтересованный читатель, сложилась реальная картина.
Посему я предлагаю:
во-первых, перестать обвинять всех и вся,
во-вторых, попытаться разобраться в этой сложной ситуации.
Но прежде позвольте представиться:
Соом Ирина Александровна – мама взрослой дочери, учитель финского языка с практикой преподавания с 1972 года по сей день, директор образовательного учреждения «Инновационный центр» с 1993 года.
За эти более, чем 40 лет, я была
- учителем в советской школе,
- преподавала в период перестроечных реформ,
- 10 лет обучала студентов экономического ВУЗа,
- и продолжаю работать сейчас, когда реформы завели образование в никуда.
У меня появилась потребность поделиться своими наблюдениями за процессами, происходившими в школьном образовании в последние 25 лет и показать на фактах, как и куда двигалась наша Школа, и какие перспективы у наших детей.
Но сначала отмечу парадоксальные факты:
- все школьные события происходят на наших глазах,
- нам доступно множество источников информации для получения ответов на вопросы, но
- мы получаем крайне отрывочные сведения, поэтому
общая картина происходящего не складывается!!!
В цикле статей я ставлю задачу собрать воедино разрозненные, на первый взгляд, события, происходящие в школьной жизни и вокруг нее. Постараюсь излагать последовательно и хронологически, чтобы в результате у Вас, уважаемый читатель, сложилась полная картина прошлых, сегодняшних и грядущих событий.
Для того чтобы Вы понимали, о чём я собираюсь рассказывать, предлагаю для начала посмотреть ниже условные этапы, по которым будут строиться статьи:
1 этап – отход от классической программы обучения,
2 этап – включение нашего образования в глобальную систему,
3 этап – подлинные цели ЕГЭ и ФГОСов,
4 этап – перевод обучения из Школы в виртуальную среду,
5 этап – последствия реформирования школьного образования.