Проект «Что угодно для души!»

Проект «Виртуальный класс – это класс!»

Проект «Шире – глубже – дальше!»



Словарь-справочник

А В Д К Л М П С Т У Ф Х Ч ЩЭ Я

А

Адамский Александр Изотович – председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования России; за рамками государственной системы управления образованием - ректор автономной некоммерческой образовательной организации «Эврика», член Общественной палаты РФ, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации.

В

Вальдорфская школа – работает на основе религиозных движений каббалистов и мистиков (подробнее).

Вариативность в образовании - максимальная возможность индивидуализации образования, свободный выбор образовательных траекторий; многообразие образовательных услуг как для ученика, так и для учителя.

Виноградова Наталья Федоровна - руководитель проекта «Начальная школа XXI века», заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра начальной школы.

Д

Делягин Михаил Геннадьевич - российский экономист, публицист и политик; действительный член РАЕН, доктор экономических наук; директор «Института проблем глобализации».

Дисграфик - человек, испытывающий трудности с письмом.

Дислексик - человек с расстройством чтения.

ДОгМ – департамент образования г. Москвы.

К

Клиповое сознание (клиповое мышление) – в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты), отрывок (из фильма), нарезка» мало связанных между собой фактов, т.е. невозможность воспринимать окружающий мир (явления или события). К.С. является противоположностью Понятийного мышления.

Комбинаторика (комбинаторные задачи) – раздел дискретной математики, изучающий всевозможные сочетания и расположения предметов.
Цели:

  1. Понимание того, что в задаче на перебор вариантов целесообразно следовать логике перебора, а не хаотично.
  2. Познакомить с инструментом перебора вариантов, деревом возможности.
  3. Развивать вариативное мышление.
  4. Закреплять вычислительные навыки.

Компетенции (Компетентностный подход) в образовании - призван усилить практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически использовать и реализовать знания.

Кондаков Александр Михайлович - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. С 1998 г. по 2001 г. — заместитель Министра общего и профессионального образования РФ. С 2014 года — Президент ООО «Институт мобильных образовательных систем».

Кузьминов Ярослав Иванович - ректор ВШЭ, научный руководитель Института образования, кандидат экономических наук.

Л

Любимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор, один из создателей Высшей школы экономики (ВШЕ).

М

Монтессори – школа, которая изначально создавалась для детей с отставанием в развитии.

П

Понятийное (или словесно-логическое) мышление – это вид мышления, где используются конкретные понятия и логические конструкции.

С

Спицын Евгений Юрьевич — историк, педагог, в 2000–2008 гг. директор одной из московских школ, автор учебника «Полный курс истории России для учителей» в 4-х книгах.

Т

Темиров Таймураз Владимирович - директор Федерального государственного научного учреждения «Институт культурологии образования» РАО, научный руководитель опытно-экспериментальной площадки РАО «Автономная некоммерческая организация «Центр развития и образования», доктор психологических наук, профессор.

У

УМК (учебно-методический комплекс) - полный комплекс учебных материалов по предмету для учителя и учеников.

Ф

Школа Френе – школа, не имеющая программ (только индивидуальное планирование), не проводящая обучение (вместо него - решение проблем), не делит детей на классы (только на сообщества); нет дом. заданий, нет воспитания, нет учителя (только организатор процесса).

Фрумин Исаак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, руководитель Московского представительства Всемирного банка. С 2007 – руководитель Института развития образования ВШЭ

Функциональная неграмотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших задач.

Х

Храмова Надежда Григорьевна - профессор кафедры общей и прикладной психологии РПУ, кандидат психологических наук, член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

Ч

Четверикова Ольга Николаевна - доцент Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, кандидат исторических наук.

Щ

Щетинин Михаил Петрович - академик РАО, профессор, заслуженный учитель России, руководитель Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков.

Э

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) - психолог, член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор. Преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена, ЛГПИ им. Н.К. Крупской, работал зав. лабораторией диагностики психического развития школьников в НИИ общей и педагогической психологии АПН и на факультете психологии МГУ. Составитель экспериментальных букварей.

Я

Ясюкова Людмила Аполлоновна (официальный сайт) - руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра психологии развития, кандидат психологических наук.

Вернуться к оглавлению цикла статей "Что не так в российском образовании?"